Об изменении профессиональных и квалификационных требований в области БДД

Организации, имеющие в своем составе водителей и транспортные средства, знают, что в 2021 году под регуляторную гильятину попало и законодательство в области безопасности дорожного движения.

В этой статье рассмотрим новые профессиональные и квалификационные требования к водителям организаций и ИП, занимающихся коммерческими перевозками и перевозками для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Так, с 1 января 2021 года отменен приказ Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Взамен его принят Приказ Минтранса РФ от 31.07.20 №282 « Об утверждении профессиональных и квалификационных требования, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Указанный документ будет действовать до 01.012027.

В новом приказе меняются квалификационные и профессиональные требования к работникам в области транспорта, а также другие важные изменения:

  1. Теперь ответственным за безопасность дорожного движения (БДД) можно назначить не только специалиста с высшим образованием, но и со средним профессиональным образованием.  Но стаж работы в области БДД для имеющих среднее профессиональное образование должен быть не менее 3-х лет. Прежние квалификационные требования и требования к аттестации в транспортной инспекции остаются.  Напомним также, что обойтись без ответственного за БДД могут организации и ИП, которые используют только легковые автомобили (без перевозки пассажиров). Если на предприятии есть автомобиль, который перевозит работников или груз, назначать ответственного за БДД необходимо (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
  2. Перечень обязанностей ответственного за БДД конкретизировали и дополнили, в том числе прописали обязанность:

-проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей;

-организовывать работу контролеров технического состояния транспорта;

-проверять документы на транспорт при выпуске на линию;

-принимать необходимые меры по безопасности дорожного движения;

-инструктировать водителей о состоянии дорог, дорожном движении в разных метеоусловиях, других особенностях перевозок на маршрутах;

-составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;

-принимать меры по выпуску на маршрут резервной машины взамен сошедшей с маршрута, оперативно переключать с одного маршрута на другой, в том числе в случае ремонта дорог.

3) Изменилось наименование должности контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.

4) Исключены требования к диспетчеру. Прежние обязанности диспетчера распределены между другими специалистами.

5) Водитель грузового автомобиля теперь должен знать правила использования тахографов, хотя уметь использовать их в работе он должен был и ранее.

6) Установлено, что водитель грузового автомобиля может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ.

7) Водитель легкового автомобиля должен также знать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в том числе с использованием спецустройств для инвалидов, а также основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.

Напомним, что ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, установлена п. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ — до 100 тыс. руб. для юридических лиц.

 2021 года также действует новый Порядок профессионального отбора и обучения работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта (Приказ Минтранса России от 29.07.2020 N 264). Обязанность работодателей проводить такой отбор и обучение установлена ст. 328 ТК РФ.